Но проводить такие техники нужно правильно. Вот нюансы, без соблюдения которых эффективно штурмить нельзя:
- Подготовьтесь. Определите человека, который на встрече будет все записывать, позаботьтесь, чтобы участников ничто не отвлекало.
- Заранее предоставьте участникам цели штурма. Желательно за пару дней, чтобы они придумали некоторые идеи заранее.
- Если люди незнакомы друг с другом, познакомьте. Стеснение и холодок тормозят креативность.
- Не критикуйте никакие идеи! Одну разнесли — вторую, более интересную, человек не выскажет.
- Фантастические идеи тоже имеют право на существование. Если сотрудник предложил подумать, как использовать ваш продукт во времена испанской инквизиции, и это вписывается в тайминг, думайте — расширяйте границы креативности.
- Не собирайте больше 10 человек и не штурмите больше 40 минут. Опыты показали, что это неэффективно.
- Если хочется подключить к штурму клиента, подключайте. Это позволит посмотреть на проблему с неожиданной стороны. Позаботьтесь только о том, чтобы и вам, и ему было комфортно. И атмосфера вашего офиса не стала неожиданностью.
Классическая техника мозгоштурма — это когда все участники высказывают идеи, а один их человек их аккумулирует. Но можно пойти дальше.
Вот 3 нестандартных техники:
Round-Bobin. В ее основе — принцип кругового развития идей. Все участники сидят по кругу.
- Сначала ведущий озвучивает проблему.
- Потом каждый пишет на листе бумаги свою идею по этой проблеме.
- Листы передают соседу по часовой стрелке.
- Вам попала новая идея, теперь ее надо докрутить и снова передать соседу по часовой стрелке.
- Когда листы вернутся к их владельцам, у каждого будет банк идей, которые можно обсуждать.
Обратный мозговой штурм. Это радикальный способ поднять командный дух и работоспособность участников.
Суть техники в том, что участники придумывают не как продукт усовершенствовать или продать, а как его уничтожить, ухудшить, потопить на рынке. Такой штурм помогает команде высказать отрицательные эмоции, а модератору в идеях-как-делать-не-надо увидеть, возможно, неочевидные ошибки, которые совершаются в компании.
Rolestorming. Суть техник в том, что каждый участник команды принимает на себя роль кого-нибудь. Это может быть клиент/потребитель/заказчик, а может — Стив Джобс и Мадонна. Цель — научиться понимать боли и потребности разных групп людей и корректировать продукт, исходя из интересов целевой аудитории. Конечно, в реальном маркетинговом анализе продукта такое не сработает, но не забывайте, что суть мозгоштурма — давать именно нестандартные идеи.