Новости

Правила нетворкинга

Прежде чем писать про правила нетворкинга, сначала определимся, что это такое и зачем нужно.

Нетворкинг – это осознанное налаживание деловых и/или неформальных связей с людьми, которые работают в вашей или смежной сфере. Что можно сделать, если им заниматься?

  • Быстро найти специалиста в штат или на аутсорс – на постоянную работу или под конкретную задачу.
  • Значительно быстрее самому устроиться на новую работу или получить подработку.
  • Получить помощь и совет.
  • Засветиться в нужной среде, самому получить определенный вес в негласном профессиональном сообществе.
  • Существенно упростить дальнейшее взаимодействие, если один из участников вашей личной «сети» станет клиентом, поставщиком или подрядчиком.
  • Получить возможность вывезти какую-то просьбу на личном контакте и получить бесплатно работу, за которую обычно просят денег.


Где находить людей для нетворкинга?


Начнем с достаточно простых вариантов – для тех, кто только начинает выстраивать собственную сеть контактов.

Рабочее взаимодействие с поставщиками, подрядчиками и клиентами

Если ваша работа предполагает регулярное общение с людьми из указанных выше категорий – у вас под рукой уже есть, считай, готовая база контактов. Важно только правильно наладить общение с ними, но об этом – в следующем разделе.

Посещение тематических мероприятий

Причем не обязательно имеются в виду конференции и выставки. Они тоже отлично подходят, но имеют несколько минусов, самые существенные из которых – сравнительная редкость и необходимость выделять под них целый день, а то и несколько. А с учетом до сих пор существующих ограничений на массовые мероприятия в большинстве регионов этот вариант и вовсе становится малопрактичным.

Другое дело – онлайн-мероприятия. Бесплатный вебинар по теме вашей специальности – роскошное место для налаживания связей. Активно вступайте в диалог в чате, находите в нем людей, которые задают интересные вопросы или, того лучше, сами отвечают и помогают другим. На многих платформах – в том же Zoom – можно написать такому персонажу личное сообщение. Выразить интерес к его вопросам или ответам, сказать о том, что вас тоже интересует эта тема, предложить обменяться контактами. Не нужно сразу навязывать обмен телефонами: достаточно ссылок на пару социальных сетей. Конверсия в завязавшийся разговор из таких заходов – около 30 %. То есть каждый третий, которому вы таким образом напишете, – потенциальный участник вашей сети.

Общение с коллегами, особенно новенькими и уходящими из компании

Любопытно, что нетворкинг – это не только про контакты вне вашей компании. В вашей организации тоже работает достаточно людей, с которыми у вас нет особого контакта, – а может, зря? Почему написали про новеньких и увольняющихся – с ними, как правило, проще всего настроить связь. Новеньким так или иначе полезен человек, который поможет вникнуть в работу. А увольняющимся, как правило, нужна поддержка и свободные уши, чтобы поделиться тем, что накопилось за время работы.

Мониторинг других нетворкеров среди участников вашей сети

«Слушай, а у тебя нет знакомых, которым было бы интересно…» – универсальная фраза, с которой можно начать расширение своей сети. Если вы адекватно выстроили общение с человеком и он не фрилансер-одиночка, с большой долей вероятности вы сможете получить от него пару полезных контактов.


Как подтянуть людей в свою сеть?


Для начала – помнить одно из основных правил взаимодействия с людьми: «Чтобы что-то получить, сначала нужно отдать нечто равноценное». Разумеется, можно выпросить помощь настойчивыми мольбами или обманом. Но нетворкингом здесь и не пахнет: да, один раз вам пойдут навстречу. Может, даже два. Но ни о каком стабильном контакте не идет и речи.


Что можно предложить другим людям, чтобы включить их в свою сеть?


  • Полезную информацию или помощь.

Самый очевидный пункт. У него, правда, есть два жирных минуса. Первый – далеко не каждый, кто хочет заниматься нетворкингом, настолько хорош в своем деле, чтобы дать другому дельный совет или чем-то помочь. Второй – увлекшись решением чужих проблем, легко посадить людей себе на шею, поначалу еще и получая удовольствие от того, какой вы умный, нужный и полезный. Тем не менее, вариант рабочий. Но подходит только для хороших специалистов и тех, кто умеет себя контролировать.

  • Внимание.

А вот это универсальный пункт, который подходит для всех. Попросите человека поподробнее рассказать про его точку зрения на проблему. Задавайте встречные вопросы, чтобы было видно, что вы заинтересованы в его мнении. Благодарите – позитивно, без заискивания. Отмечайте положительные моменты в том, что человек говорит или делает. Это может звучать странно, но многие действительно компетентные специалисты недополучают позитивного внимания. К ним стоят очереди за тем, чтобы что-то сделать, это да. А вот очередь из тех, кто готов бескорыстно выслушать и поддержать их идеи, – как правило, почти пустая. Если вы обнаружили, что стоите в первой очереди, пытаясь пробиться в контакты к потенциально полезному человеку, – попробуйте перейти во вторую. Она движется куда быстрее.

  • Полезные контакты.

Если в вашей сети есть хотя бы пара людей, которые имеют определенный профессиональный вес, – прекрасно. Вдвойне прекрасно, если вы будете создавать чаты по интересам и включать их туда. Если вы таргетолог – создайте чат, в котором будут другие таргетологи. Время от времени следите за тем, чтобы он не молчал неделями – задавайте вопросы, поощряйте общение других участников между собой. Пресекайте флуд – если чат превратится в свалку из мемов, адекватные его участники просто отключат уведомления, и он умрет. Если у вас это получится, то включение в подобный чат уже может стать неплохой плюшкой для потенциального контакта.


Как поддерживать отношения, чтобы контакты не остыли?


Никогда не знаешь, пригодится тебе завтра в твоей работе кто-то из сети, или же это случится только через год. Поэтому нужно каким-то образом не давать о себе забывать – чтобы в момент, когда человек вам потребуется, не получить в ответ молчание или неловкий вопрос в ключе: «Простите, а вы кто?». Вот несколько простых в исполнении вещей, как это сделать.

  • Периодически делиться полезными материалами.

Нашли еще не растиражированное или свежее исследование, крутую статью или видео по вашей теме – поделитесь. От вас не убудет, а контакт поддержите.

  • Если появляется работа по профилю ваших знакомых – предлагать ее.

Любому человеку, даже суперпрофессионалу, периодически бывают нужны подработки или даже смена места работы. Если у вас или ваших знакомых появилась вакансия или разовая работа – предложите ее. Откажутся – не страшно. Важен сам факт предложения.

  • Изредка спрашивать их мнение по ситуации или проблеме.

Хороший пункт, если с ним не перебарщивать. Раз в месяц проявить внимание к участнику вашей сети, получить его комментарий и искренне, позитивно поблагодарить – хорошая идея.

  • Поздравлять с профессиональными праздниками, если таковые есть.

Только, пожалуйста, не с Новым годом и Яблочным спасом. День пиарщика, программиста, строителя – смотря что у вас за специальность – нормальный повод позитивно напомнить о себе. Важно, чтобы поздравление было адресным, то есть написанным под конкретного человека. Формулировок «С профессиональным праздником!» и шаблонных поздравлений с первой страницы выдачи «Яндекса» эти люди и так получают достаточно.

Если следовать описанным выше правилам, за пару лет можно окружить себя плотной сетью из полезных и интересных людей. И тогда все плюсы нетворкинга, которые мы перечисляли в самом начале статьи, станут для вас реальностью. Главное – помните, что это небыстрое дело, и изначально настройтесь на марафон, чтобы не столкнуться через месяц с собственными неоправдавшимися ожиданиями.