Новости

Какими навыками должен обладать менеджер и почему


В нашей стране понятие, кто такой менеджер, сильно размылось с приходом 90-х и переходом с плановой экономики на рыночную. Если раньше под менеджментом понималось только управление, то после появились менеджеры по продажам, задачей которых было уже не управлять командой, а реализовать как можно больше продукта. Именно поэтому сейчас выделяют несколько больших групп менеджеров:

  • Менеджеры или руководители команд, групп и т. д. Их задача – оптимизировать процессы и управлять группой людей, работающих в одной сфере. Будь это мерчендайзеры, редакторы или продавцы.
  • Менеджеры по продажам, которые являются лицом продукта для холодных или теплых клиентов. Их задача – подготовить цепляющее коммерческое предложение, чтобы заинтересовать клиента.
  • Продакт-менеджеры. Они – посредники между командой разработчиков и пользователями продукта. Их задача – выстроить стратегию по разработке с нуля и до реализации.
  • Кризисные менеджеры, которые оптимизируют процессы на уровне компании и лучше других понимают, когда наступит кризис, как к нему подготовиться и что изменить.
  • Топ-менеджеры – представители руководства компании. Капитаны корабля, которые определяют стратегию на большем уровне, чем уровень продукта.

Но с поправкой на специфику деятельности основные необходимые качества для любого менеджера остаются одинаковыми. Сегодня мы о них расскажем.


Организаторская деятельность

Стоит понимать, что далеко не каждый менеджер может увидеть плоды своей деятельности. Да, есть продукт, есть выполненный план продаж. Но увидеть оптимизированные процессы можно только через косвенные цифры, например, динамику в производительности отдела. Если вас или вашего подопечного демотивирует то, что не всегда можно «пощупать» результат, постарайтесь поискать другой ресурс, который дает вам почувствовать свою эффективность.

Сюда же отнесем тайм-менеджмент. Если менеджер постоянно «горит» и не способен справиться со своими задачами, то, скорее всего, менеджмент в команде тоже будет хромать.


Ответственность и умение не растворяться в этой ответственности

Да, менеджер представляет продукт/команду/компанию, и часто на него сваливается слишком большая ответственность. Иными словами, он ответственен за все косяки и недоработки команды. И многих это может демотивировать, так как кажется, что уследить за всеми невозможно, а обрабатывать негатив за всех как раз получается часто.

И с одной стороны, надо это принять и выдохнуть. И воспринимать это не как шквал постоянных недовольств со стороны клиента или руководства, а как маркер, что с процессами что-то не так. С другой, выстроить процессы таким образом, чтобы участники команды или процесса могли контролировать друг друга и нивелировать ошибки.


Общение и умение делегировать

Менеджмент – это всегда про общение и презентацию собственных идей, умение привлекать ресурсы или финансирование из других источников, если они необходимы для выполнения задачи. Если эти soft skills западают, их надо срочно подтягивать. Заходите в наши социальные сети, мы рассказывали, как это сделать.

Отдельно выделим умение делегировать. Менеджер – это не тот человек, который сделает что-то за исполнителя, если у того не получается раз за разом. Менеджер вообще не должен брать на себя доделки и переделки. Он должен понять, почему у исполнителя не получается и скорректировать план действий. Отдавать работу другому человеку возможно, но только в крайних случаях.


Управление доверием

Менеджер должен четко следовать ценностям и культуре компании и транслировать ее в своей команде. Это выражается не только в четком выполнении правил, но и в отсутствии ложных обещаний.


Стратегические качества

Это особенно важно для менеджера продукта. Показательная ситуация: к разработчику приходит маркетолог и просить поставить на сайт красную кнопку. Разработчик отказывается, так как это займет у него 2 недели. Маркетолог не понимает, почему так долго, это же просто кнопка. Уходит и жалуется менеджеру, отнимая у того время.

Проблема не только в том, что в этой ситуации маркетолог и разработчик не поняли, что нужно декомпозировать задачу. Проблема еще и в том, что разработка продукта идет не по четкой стратегии. Задача менеджера выбрать эту стратегию, довести до каждого участника разработки и отслеживать ее эффективность. Если после 2-недельного спринта маркетолог на общем обсуждении продукта говорит, что теперь нужна красная кнопка, разработчик говорит, что нужно 2 недели, а менеджер заносит это в следующий спринт с задачей декомпозировать работу, проблемы не возникнет.


Профессиональные качества и смежные компетенции

Говорить о том, что менеджер должен идеально знать зоны ответственности своих сотрудников, чтобы адекватно оценивать их действия, мы не будем. Но важно подтягивать и смежные зоны – маркетинг для презентации, управление продуктом, следить за трендами, учить языки для переговоров.


Вера в компанию, цели и продукт

Очень важные качества. Это и огонь в глазах, и желание сделать лучше продукт, и вера в команду, а не выделение одного лидера из нее.

Помимо перечисленных выше качеств, считаем, что успешный менеджер должен быть энергичным, уверенным в себе, гибким, контактным, тактичным и легким в общении, иметь развитую интуицию и творческие способности.

Как считаете, о каких качествах менеджера мы не сказали?

Made on
Tilda