Новости

Почему денежная мотивация работает всё хуже и что с этим делать?

Есть мнение, что высокая зарплата — это самый важный фактор, который привлекает человека на должность, а еще большее ее повышение — отличный и предпочтительный способ удержать ценного сотрудника. Ключевые показатели эффективности (KPI) в разных сферах, в том числе и продажах, завязаны, в первую очередь, на деньгах: больше продаешь — больше получаешь.

Сегодня разбираемся, какую роль денежная мотивация играет в эффективности работы, почему сотрудники уходят даже с высоких зарплат и как еще можно мотивировать людей работать лучше.

Что плохого в денежной мотивации?


В зарплате, премии и их повышении, конечно, нет ничего плохого. Плохо, если это единственное, что предлагают сотруднику. Точнее, даже в этом случае найдутся люди, которые будут счастливы и полны энтузиазма. Некоторый процент сотрудников действительно сконцентрирован только на оплате. Однако таких людей немного. Для большинства деньги работают вместе, в комплексе с другими типами мотивации (через интерес, рост, развитие, ответственность, помощь и т.д.).

Хотя один отрицательный момент в денежной мотивации всё же есть. Однажды настанет момент, когда компания больше не сможет платить сотруднику больше, чем сейчас. Не сможет просто по экономическим соображениям — станет невыгодно. И тогда ей придется искать другие способы сохранения сотрудников и повышения эффективности их работы.

Отрицательная и положительная денежная мотивация: что лучше


Еще один важный момент — психологическая основа денежной мотивации. Некоторые работодатели считают, что штрафы и санкции — лучший способ повысить продуктивность. Но если таких санкций слишком много, это, скорее, приведет к обратному: постоянному напряжению, стрессу и желанию уволиться при первой же возможности. А еще перебор со штрафами приводит к тому, что сотрудники учатся хитрить и принимать любые быстрые решения, лишь бы «выскочить» из-под нависающих санкций.

С точки зрения биологии положительная мотивация имеет большую сопровождающую мезолимбическую систему, которая задействует и эмоции, и память и играет огромную роль в обучении. Если в ответ на какое-то действие пришла негативная реакция, мозг поймет, что так больше делать не надо. Но останется еще тысяча неверных вариантов, за которые можно получить штраф в будущем. С положительной реакцией всё по-другому: мозг точно понимает, какая последовательность действий вызывает награду, и старается делать так же в будущем.


Когда денежная мотивация перестаёт работать?


Многие любят фразу: «Деньги не главное». Мы хотим ее скорректировать: деньги не главное, когда у сотрудника явно преобладают другие типы мотивации и/или когда сотрудник в настоящий момент времени не нуждается в деньгах очень остро (то есть его базовые потребности удовлетворены той зарплатой, которая у него есть). Разберем эти два примера.

Продавец-консультант Иван уже 1,5 года работает в спортивном магазине в Санкт-Петербурге. У него зарплата чуть выше среднего по рынку, но на 10 тысяч ниже, чем предлагают в магазине другого бренда на другом конце города. Когда коллеги спрашивают Ивана, ушел бы он, если бы другой магазин пригласил его на работу, он отвечает отказом. Вот причины:

  • У нас здесь хороший сложившийся коллектив, мы дружески общаемся, проводим время вместе вне работы и поддерживаем друг друга;
  • У меня понятные KPI до следующего уровня, я планомерно иду к их достижению;
  • Мне нравится быть наставником 2 новичков, я развиваю свои менеджерские способности и помогаю людям расти.

Таким образом, сейчас у Ивана преобладает нематериальная мотивация: социальная (коллектив), мотивация через рост и развитие (прокачка в качестве менеджера, тренинги), мотивация через ответственность (воспитание 2 новичков).

А вот второй пример. Менеджеру проекта Сергею полгода назад повысили зарплату. В принципе, для его семьи хватало и старой зарплаты, однако он сравнил свою должность с аналогичными на рынке и пришел к руководителю с обоснованной просьбой о повышении оплаты. И вот полгода все шло хорошо: Сергей был доволен, его энтузиазм и энергия выросли. Но сейчас он снова стал критичным и начал сравнивать себя со знакомыми. Тем более, что ничего, кроме зарплаты, не изменилось: его не взяли в амбициозный проект, не дали растить новичков, не разрешили взять длительный отгул, чтобы сходить в турпоход. Сергей знает, что в другой компании могут платить меньше. Но, во-первых, его семье этого хватит, а во-вторых, там предлагают интересный проект, с которым он всегда мечтал поработать. И Сергей увольняется. Его базовые потребности уже были удовлетворены старой зарплатой, а повышение ничего нового ему не дало.

Так почему же денежная мотивация работает хуже в современном мире? Потому что работодателей довольно много, квалифицированных кадров мало, а информационная открытость позволяет работникам легко сравнивать условия и выбирать.

Что делать с денежной мотивацией?


Если у вас есть устоявшаяся система зарплат и премий, ее обычно не нужно существенно менять. Но нужно найти, что еще, помимо денег, будет мотивировать сотрудников.

Например:

  • Социальная мотивация — развитие дружелюбного коллектива, в котором комфортно всем участникам и где они поддерживают друг друга;
  • Организационная мотивация — забота о том, чтобы у сотрудника под рукой было все необходимое для выполнения задач (от оргтехники до справочных материалов и возможности задать вопрос руководителю);
  • Моральная мотивация — проявление уважения к сотруднику, открытое признание его заслуг;
  • Рост и развитие — наличие возможностей и понятных условий для того, чтобы стать профессионалом в своей области и/или вырасти по служебной лестнице;
  • Активации — временные мероприятия, направленные на повышение активности сотрудников, с собственными условиями и механикой.

Именно такие решения использует в своей работе платформа Fox in Box. Наши мотивационные программы для клиентов включают:

  • Полную информационную поддержку участников (обучения, подробные условия, новости, информация о текущем статусе, служба поддержки и др.);
  • Удобный учет статистики и отслеживание изменений;
  • Геймификацию — соревнования в игровом формате с баллами рейтинга и призами;
  • Широкое признание достижений победителей.