Новости

Вредные советы по мотивации сотрудников. Как не стать «Совой – эффективным менеджером»

В целом – достаточно посмотреть комиксы Александра Дьякова. А мы, коль скоро затеяли этот разговор, хотели бы пояснить некоторые моменты. Вот так, по нашей оценке, выглядит топ «вредных советов от Совы».

Чем выше требования – тем лучше работают сотрудники. Ничего невозможного нет, есть только лень и недостаток мотивации!


Лень и недостаток мотивации, безусловно, существуют в природе. Но было бы странно списывать на них все. Иначе получится, как в старой шутке: если 1 женщина рожает 1 ребенка за 9 месяцев, то 9 женщин смогут родить 1 ребенка за 1 месяц. Объективные обстоятельства существуют, и руководитель, который не умеет их признавать, вряд ли сможет добиться вовлеченности сотрудников.

Чем больше умных слов – тем умнее кажется руководитель


Пламенными речами с обилием умных слов уже не обмануть ни сотрудников, ни клиентов. Не зря слово «инфобизнесмен» прочно перешло в разряд ругательств. Тех, кто умеет много и красиво говорить – много. Мало тех, кто умеет так же красиво решать проблемы. Ну или просто решать проблемы – пусть и не умея красиво пламенно вещать с трибуны.

Сотрудники должны чувствовать свою ответственность. Поэтому именно они за все и отвечают


Сотрудник отвечает за свою работу. Руководитель отвечает за организацию всей работы – в том числе за наличие ресурсов. Простая вроде бы мысль. Но, если бы о ней не забывали так часто, не родился бы этот комикс. Да, ответственность сотрудника – вовремя сказать, что чего-то не хватает. А ответственность руководителя – решить эту проблему. Как вариант, кстати, – делегировав ее решение сотруднику. Только при уверенности, что ему хватит и знаний, и времени это сделать.

Никакое достижение сотрудника не может быть признано значительным. Похвалишь – расслабятся


Забитыми сотрудниками с убитой в ноль самооценкой куда проще управлять. Грустно, но правдиво. Может быть, поэтому, а может быть, просто потому, что ругаться и манипулировать проще, чем нормально управлять – как факт, это обычная практика во многих компаниях. Вот только от зашуганного сотрудника не будет ни инициативы, ни готовности решать проблемы. Он будет вести себя так, как безопасно, а не так, как эффективно.

Штрафы – лучшая мотивация


Вообще штрафы – полезная история. Когда система штрафов прозрачна, заранее известна и дополняет «хорошую» мотивацию. Если есть переменная часть дохода в виде премии, то это логично, что ее можно получить, а можно и не получить.

Например, это прекрасно, когда менеджер по продажам получает премию 10 % от месячного маржинального оборота клиента, которого он завел в компанию. Это мотивирует работать и заключать контракты.

Но это нездоровая ситуация, когда клиентов затаскивают в компанию обманом и нереальными обещаниями, и они отваливаются через месяц, не успев даже окупиться. Поэтому при такой ситуации штраф может быть очень даже адекватным дополнением к системе премий. Продал дорогого клиента – круто, 10 % твои. Но если половина твоих клиентов отваливаются после первого месяца работы из-за несоответствия ожиданий и реальности – извини, но эти 10 % превращаются в 3 %, пока не исправишь ситуацию.

Подмена понятий – отличное объяснение в любой сложной ситуации


Если как следует создать у работника впечатление, что он никчемная бездарность – то, пожалуй, манипуляции могут быть даже рабочим инструментом. Однако перекладывать свою ответственность на сотрудников, жонглируя словами – занятие не самое достойное. Как с морально-этической точки зрения, так и со стороны их продуктивности.

Как уже говорили выше, сложно добиться вовлеченности от сотрудника, который в первую очередь ищет безопасности. И наоборот – сотрудник скорее пойдет на риск для себя, если будет понимать, что руководитель его поддерживает и готов прийти на помощь.