Новости

Тренды 2021-2022 на рынке FMCG

Каждый год потребительские рынки преподносят массу сюрпризов: от новых продуктов до трендов, которые захватывают умы всех ритейлеров. И самый активный из них – рынок FMCG (fast moving consumer goods – товары повседневного спроса), потому что товары на нем «быстрооборачиваемые»: стоят сравнительно недорого, используются каждый день и имеют свойство быстро заканчиваться.

Разберемся, какие тренды 2021 года, скорее всего, сохранятся на рынке FMCG в 2022 году.

Сразу скажем несколько слов о всеобщей цифровизации и росте e-commerce. По сути, это основные масштабные тренды, однако они далеко не новые. Эти процессы идут уже несколько лет, а пандемия только ускорила их. Согласно исследованию Nielsen Group «Ожидания российского потребителя-2025», e-commerce продолжит расти из-за урбанизации, возрастающего темпа жизни, большого количества времени, проводимого в транспорте, и появления покупательской способности у поколения Z.

Почти все упомянутые ниже частные тренды вытекают из роста e-commerce и связаны с ним. Тем не менее, они очень интересны.

Развитие доставки. Доставка сегодня – это не просто транспортировка товаров в удобный для компании срок и по выгодной для нее стоимости. Это крайне важный фактор при принятии клиентом решения о покупке. Компании соревнуются в сроках и стоимости, чтобы завоевать потребителя. Бесплатная доставка – уже не чудачество магазина, а норма. Всё чаще логистика отдается на аутсорс и становится бесконтактной. За рубежом развиваются сервисы доставки из офлайн-магазинов.

Персонализация товарных предложений. Современный потребитель хочет получать маркетинговые предложения, ориентированные специально на него. Они могут основываться на его прошлых покупках, на его интересах и действиях в сети (например, просмотре определенных страниц или лайках в соцсетях). Все чаще для персонализации используется искусственный интеллект. Большинство крупных иностранных ритейлеров применяют нейросети для формирования персональных списков товаров (Amazon, IKEA, Ebay). В России эти технологии активно применяются на маркетплейсах.

Омниканальные продажи. Покупатель хочет максимального удобства. В том числе, начав покупку, завершить ее в любом удобном формате (и в офлайне, и в онлайне, и в главном магазине, и на маркетплейсе) с сохранением всех привилегий программы лояльности. Например, заправляясь через «Яндекс.Заправки», можно получать не только баллы Яндекса, но и бонусы Shell, если добавить карту лояльности в приложение.

Рост продаж на маркетплейсах. Это ответвление тренда омниканальности. Крупные российские маркетплейсы Wildberries, Ozon, Lamoda показали крупный рост за 2021 год, а ряд магазинов и агрегаторов уже изменили позиционирование на маркетплейс или активно идут к этому. Например, до весны 2021 года «Яндекс.Маркет» был агрегатором: показывал товары, цены и отзывы, а покупки совершались на сайтах продавцов. Сейчас это магазин с собственными складами и службой доставки.

Увеличение числа касс самообслуживания. Макротренд на повышение скорости и удобства обслуживания вызвал появление касс, где можно за считанные секунды пробить товары, не стоя в длинной очереди. А есть кое-что интереснее: кассы с RFID, на которых даже сканировать товары не надо. Касса сама понимает по меткам, какие продукты в корзине.

Рост формата «Магазин у дома». Пандемия повысила спрос на небольшие магазины с ограниченным ассортиментом и более низкими ценами, чем в гипермаркетах (яркий пример – Fix Price и «ВкусВилл»). Некоторые крупные сети уже проанонсировали открытие подобных точек (Х5 Retail Group, «Лента»).

Развитие фреш-зон в магазинах. Тренд заботы о здоровье распространяется и на питание. Больше людей предпочитает полуфабрикатам свежие овощи, фрукты, мясо, выпечку, а фастфуду – быстрые блюда со сбалансированным составом. «Перекрёсток» и «Глобус» быстрее всего развиваются в этом направлении, создавая собственные фреш-зоны, рестораны и кафе со свежей едой. 

Интересно, какое развитие получат эти тренды в 2022 году. Будем наблюдать и напишем для вас отчет.