Новости

Почему многозадачность — враг успеха в работе

Часто в списке рабочих задач на день у продавца, менеджера проекта или любого другого специалиста в сфере обслуживания можно увидеть далеко не 5 и даже не 10 дел. Проверить договор с клиентом, ответить на письма, сделать презентацию, созвониться с поставщиком или сервисным центром... И всё это дополняется срочными поручениями начальника и прямыми вопросами клиентов по телефону и в мессенджерах.

Если вы работаете в таком режиме — то вы во власти многозадачности. И плохая новость в том, что она негативно влияет не только на рабочую эффективность, но на когнитивные функции: память, внимание и мышление.

В статье расскажем, как на нас сказывается многозадачность и как превратить ее из вредной в нормальную.

Многозадачность вредная и нормальная


Изначально термин «многозадачность» относился к сфере IT, а именно к способности процессора компьютера выполнять несколько вычислительных процессов одновременно и параллельно благодаря нескольким ядрам.

Но потом он перекочевал в сферу HR, и сейчас вполне нормальным считается писать в вакансиях требование уметь работать в режиме многозадачности.


Однако по-настоящему наш мозг не умеет этого делать. Многочисленные исследования нейробиологов и психологов показывают, что единовременно в поле внимания среднестатистического человека может находиться только 1 поток информации. То есть многозадачность в работе — это иллюзия.

Так почему же это слово до сих пор пишут в требованиях к сотрудникам? Потому что если задач много, то мы настолько быстро и незаметно переключаемся между ними, что это выглядит как действительно параллельная работа над несколькими задачами. То есть работодатели хотят нанимать сотрудников, умеющих быстро переключаться, чтобы делать значительный объем работы.

Нормальная многозадачность — это когда мы последовательно и с максимальным вниманием выполняем все свои задачи, отдыхая между ними. Однако если этих задач слишком много или они появляются внезапно (например, консультанту магазина постоянно звонят или пишут клиенты с вопросами), частые переключения нам сильно вредят. Это вредная многозадачность, появления которой лучше не допускать. И вот почему.


У многозадачников ухудшается память и мышление


Группа исследователей из Стэнфордского университета провела эксперимент и выяснила, что у людей, часто отвлекающихся на девайсы (мессенджеры, соцсети, сериалы и т.д.) во время работы ухудшается память, снижаются способности к структурированию информации и скорость переключения.


Многозадачность может отнимать до 40% рабочего времени


Ученые из Американской ассоциации психологов долго изучали особенности внимания людей и в результате целой серии опытов установили, что за частые переключения мы платим очень высокую цену. У тех, кто регулярно на протяжении долгого времени работает в режиме вредной многозадачности, сильно увеличивается время «отключения» от одной задачи и «подключения» к следующей. В норме этот процесс занимает несколько десятых долей секунды. Но в особо запущенных случаях это время может кратно увеличиваться, так что переключения отнимают до 40% от периода рабочей активности.


Многозадачность связана с изменением структуры мозга


Исследователи из Сассекского университета путем опросов и МРТ-исследований выяснили, что люди, активно пользующиеся гаджетами в течение жизни (в том числе на работе) зачастую имеют меньшую плотность серого вещества в передней части коры головного мозга. Именно она отвечает за эмоции, поэтому у таких людей повышен риск ментальных проблем и перепадов настроения.


Как устранить частые переключения


  • Этап 1. Выпишите на лист бумаги, в каких ситуациях вы вынуждены перескакивать на новую задачу и почему. Например, в компании есть правило отвечать на сообщения строго в течение 10 минут или вы боитесь пропустить важное письмо в почте, поэтому часто ее проверяете.
  • Этап 2. Определите время, когда у вас лучше всего получается работать. Это может быть раннее утро, послеобеденный час или, наоборот, поздний вечер, когда весь город засыпает.
  • Этап 3. Распределите все ваши задачи по рабочему времени, отводя на самые крупные и сложные часы пиковой эффективности, а на мелкие и простые — всё остальное время. И самое главное — дайте себе обещание не перескакивать на другую задачу, пока предыдущая запланированная не будет сделана.
  • Этап 4. Договоритесь с окружающими, в каких случаях им не стоит ждать быстрого ответа или выполнения срочной работы. Например, на все письма за день можно отвечать с 16:00 до 18:00, а в другое время на них не отвлекаться.
  • Этап 5. Начните отслеживать рабочую активность и соблюдать созданные ранее правила работы над задачами. «Срывы» могут случаться. Главное — не расстраиваться и продолжать доводить число переключений между задачами до комфортного уровня.