Новости

Кто есть кто в отделе продаж: роли и обязанности

Важно правильно построить работу отдела продаж и распределить роли между сотрудниками, потому что это помогает обеспечить бесперебойность и эффективность процесса продаж. Когда роли четко определены, а сотрудники понимают свои обязанности, им легче сосредоточиться на задачах и работать слаженно, как единая команда. Хорошо функционирующий отдел является ключевым компонентом любого успешного бизнеса, поскольку он помогает генерировать доход и стимулировать рост. А еще наличие дружного и сплоченного отдела продаж помогает создать позитивную атмосферу для клиентов, что может привести к росту продаж и удовлетворенности заказчиков.

Типы структур отделов продаж


Существует несколько основных типов структур отделов продаж, которые могут выбрать предприятия, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Эти типы могут разделяться по различным основаниям.

Например, вот типология, в которой у каждого отдела продаж есть своя сфера ответственности. Эта область может зависеть от территории (город, федеральный округ, область и т.д.), продукта, отрасли, группы клиентов.

  • Структура, основанная на территории. Здесь за торговыми представителями закрепляются определенные географические регионы или территории, на которых они должны сосредоточиться. Это хороший вариант для компаний, которые продают продукты или услуги клиентам в разных странах или во многих областях РФ.
  • Структура, основанная на продукте. В этой модели торговые представители отвечают за продажу конкретных продуктовых линеек. Это хороший вариант для компаний с большим ассортиментом продукции, например, мебельных фабрик, которые выпускают и корпусную, и мягкую мебель.
  • Отраслевая структура. Здесь торговые представители отвечают за продажи в определенных отраслях или сегментах рынка. Это хороший вариант для компаний, которые продают продукты или услуги определенному типу клиентов или отрасли, например, фирм по оказанию бухгалтерских или юридических услуг в 2-3 тематиках.
  • Структура, ориентированная на клиента. В этой модели торговые представители отвечают за продажи определенным группам клиентов или счетам. Это хороший вариант для компаний, которые имеют большую клиентскую базу и хотят обеспечить индивидуальное обслуживание каждого клиента.

Кроме того, выделяют разные типы отдела продаж в зависимости от ее сложности:

  • одноуровневая все функции от поиска потенциальных клиентов до закрытия сделок выполняет один отдел сотрудников с одинаковыми должностями. Такая организация характерна для небольших компаний;
  • двухуровневая в этом случае разделены отделы привлечения и ведения клиентов. У каждого отдела свой круг обязанностей, они сопровождают разные этапы жизни клиента;
  • трехуровневая здесь функции поиска лидов, первой продажи и допродаж разделены между различными сотрудниками. Кроме того, часто присутствует вспомогательный персонал, который обеспечивает бесперебойную работу всего департамента и эффективный обмен информацией.

Чтобы выбрать правильную структуру отдела продаж для вашего бизнеса, следует учитывать такие факторы, как размер компании, сложность предлагаемой продукции или услуг, а также потребности клиентов. Также может быть полезно узнать мнение сотрудников отдела продаж и других заинтересованных сторон, таких как высшее руководство или клиенты, чтобы определить структуру, которая будет наиболее эффективной для бизнеса.


Роли в отделе продаж


В отделе продаж можно найти несколько ролей специалистов, каждая из которых имеет свои специфические обязанности и задачи. Отчасти мы уже коснулись этого вопроса в предыдущем блоке статьи. Роли во многом зависят от того, на какие этапы делится процесс продаж в компании.

Допустим, что он выглядит следующим образом:
  1. Привлечение новых лидов
  2. «Квалификация» лидов, то есть определение их параметров, важных для компании
  3. Создание и презентация коммерческих предложений
  4. Проведение сделки
  5. Онбординг клиентов
  6. Сопровождение и развитие клиентов

В таком случае в отделе продаж могут быть следующие роли.

  • Специалист по лидогенерации (лидген)  ищет компании и контакты ЛПР, которые могут быть заинтересованы; наших услугах. Занимается холодными контактами.
  • Менеджер по первичной обработке заявок его цель состоит в том, чтобы организовать простой и быстрый контакт с потенциальным клиентом и получить от него всю информацию для оценки и квалификации его заявки.
  • Торговый представитель отвечает за работу с клиентами по продаже продукции или услуг. Он может отвечать за выявление потенциальных клиентов, построение отношений с ними и завершение продаж.
  • Менеджер по продажам (Sales Manager) сам является продавцом или отвечает за надзор за командой продавцов и обеспечивает выполнение ими поставленных задач и целей. Он также может отвечать за создание и реализацию стратегий продаж, установление квот и оценку работы отдела продаж.
  • Менеджер проекта (Project Manager) сотрудник, который принимает клиента после продажи товара или услуги, координирует ведение проекта, контролирует процесс работы с клиентом, проверяет корректность документооборота и своевременность оплаты.

Кроме того, в отделе продаж могут быть следующие дополнительные должности.

  • Ассистент отдела продаж технический и организационный специалист, который предоставляет поддержку и рекомендации клиентам. В его обязанности может входить демонстрация продукции, ответы на технические вопросы и помощь клиентам в понимании того, как продукция может удовлетворить их потребности.
  • Координатор продаж отвечает за поддержку отдела в выполнении различных административных задач. Они могут отвечать за планирование встреч, составление отчетов о продажах и координацию деятельности сотрудников.
  • Тренер по продажам отвечает за предоставление возможностей для обучения и развития сотрудников отдела продаж. Он может проводить тренинги, создавать учебные материалы и оценивать успехи членов команды.
  • Менеджер по развитию клиентов специалист по дополнительным продажам, который изучает потребности и возможности текущих клиентов, готовит и преподносит им предложения дополнительных товаров или услуг, которые могут их заинтересовать.