Новости

Искусственный интеллект в продажах

Когда мы слышим словосочетание «искусственный интеллект», мы часто представляем себе человекоподобного робота. Но это распространенный штамп, который на самом деле мешает восприятию реального положения дел. Искусственный интеллект (ИИ или AI от artificial intelligence) — это программные продукты и системы, которые незримо, но активно и широко участвуют в нашей жизни.

О том, какие маркетинговые задачи уже решает ИИ и что от него ожидать в будущем, мы расскажем вам в этой статье.

Задачи ИИ в маркетинге


Аналитика и прогнозы. В отличие от человека, ИИ может анализировать сотни параметров входных данных математическими методами и создавать модели, чтобы по их итогам компания могла принять то или иное бизнес-решение. Искусственный интеллект и машинное обучение применяются на самых разных уровнях бизнеса: в отделе продаж, в клиентском сервисе, в HR. Например, нейросети могут прогнозировать жизненный цикл отдельных групп клиентов или доходы от того или иного товара с учетом множества влияющих на них факторов.

Генерация контента. Написание рекламных и информационных текстов с помощью нейросети — уже реальность. Например, модель RuGPT-3 создана специально, чтобы писать связные короткие тексты на русском языке. Ее уже активно используют для наполнения карточек товаров на сайтах. На ее основе создан сервис «AI-копирайтер» от компаний Sber AI и CopyMonkey.ai.


Ведется работа и над нейросетями для генерации изображений. Яркий пример — сервис ruDALL-E, создающий картинки по текстовому запросу. Пока они не всегда отличаются достойным качеством, но есть много удачных генераций.


Таргетинг и персонализация. Нейросети активно применяются стриминговыми сервисами кино и музыки (Netflix, Spotify, Яндекс.Музыка и др.), чтобы предлагать пользователям только то, что им с высокой вероятностью понравится.

Существует сервис, который генерирует уникальные рекламные видеоролики для всех пользователей в зависимости от их пола, возраста, места проживания и других параметров. Это Accelerator от IBM. Точнее, во время первого масштабного тестирования ролики были не на 100 % уникальными, а собранными из отдельных блоков (фон, мелодия, закадровый голос, надпись). И эти блоки компоновались искусственным интеллектом с опорой на данные об аудитории.


Тестируются нейросети, которые анализируют контент страницы сайта, прежде чем отобразить на нем рекламное объявление. Оно появится там, только если тематика, стиль оформления и десятки других параметров страницы будут соответствовать объявлению.

Распознавание и синтез речи. На таких нейросетях построены все существующие умные текстовые и голосовые помощники (Салют от Сбера, Олег от Тинькофф Банк, Алиса от Яндекса и др.). Искусственный интеллект переводит речь в текст, выделяет в нем смыслы и на основании них подбирает ответ. Умные помощники в России используются, главным образом, в банковских приложениях и демонстрируют высокую экономическую эффективность, так как позволяют решать вопросы без участия операторов.

Распознавание товаров на видео. YouTube уже тестировал технологию, которая с помощью «компьютерного зрения» понимает, что за товар демонстрируется в фильме или ролике от блогера, и позволяет сразу перейти по ссылке, чтобы купить этот товар. Пока технология массово не запущена, однако, возможно, этого скоро стоит ожидать.


Чего ждать от ИИ в будущем?


Эксперты прогнозируют дальнейшее совершенствование технологий распознавания и синтеза речи (когда робот будет неотличим от человека). Это позволит компаниям эффективнее и дешевле выполнять рутинные операции, например, решение типовых вопросов в службе поддержки клиентов или совершение холодных звонков.

Совершенствование рекомендательных систем позволит максимально точно адаптировать контент и товарные предложения к интересам и предпочтениям людей, что, безусловно, должно сказаться на продажах. Надеемся, что за счет такой индивидуализации реклама станет менее раздражающей и назойливой.

Генеративные нейросети научатся создавать всё более качественные тексты, музыку и изображения, поэтому в интернете станет значительно больше контента.

Многих беспокоит вопрос: «Заменит ли ИИ человека?». На части позиций, связанных с однообразными рутинными операциями, безусловно, да. Однако пока не на тех, где от сотрудников требуется креативный подход или эмпатия (например, обучение, журналистика, инженерное проектирование, медицинское обслуживание и др.). Мы уверены, что хорошим специалистам в своей области, будь то логист, дизайнер, шиномонтажник или продавец, замена роботами не грозит.