Новости

Использование ИИ в ретейле: реальные кейсы и цифры

Многие до сих пор представляют системы на основе искусственного интеллекта как роботов или суперкомпьютеры, задействованные только в сложных и высокотехнологичных сферах, например, исследовании космоса, науке или медицине. Однако реальность гораздо проще — ИИ уже буквально повсюду, и едва ли не самый высокий процент его использования сегодня фиксируют в сфере ретейла! Сегодня мы собрали для вас случаи, рассказывающие о том, где прямо сейчас применяют AI и с каким результатом.

Помощь в клиентском сервисе

Искусственный интеллект используют для обслуживания клиентов, например, через чат-боты, которые отвечают на типовые вопросы, предоставляют персонализированные рекомендации и советы, а также обрабатывают жалобы и возвраты товаров. Например, гигант азиатского ретейла Alibaba использует ИИ для управления своими 600 миллионами клиентов, обеспечивая им более быстрый и качественный сервис. Корпорация с 2021 года начала внедрять ИИ для анализа огромного количества данных о покупателях, включая предпочтения, истории покупок и шаблоны просмотра сайтов. С помощью чат-ботов на базе ИИ компания сократила время ответа на запросы клиентов на 42%.

Планирование стратегии развития компании

ИИ применяют для планирования будущего компании и ее финансов, например, через анализ больших данных, прогнозирование спроса и ценообразования, оптимизацию ассортимента и запасов, а также выявление новых возможностей роста и инноваций. Один из мировых лидеров ретейла Amazon использует ИИ для динамического ценообразования, которое учитывает различные факторы, такие как конкуренция, спрос, сезонность и др., и меняет цены миллионов товаров каждый день. По данным Statista, ИИ наиболее активно используется в сфере финансов, и 41% руководителей в сфере финансовых услуг считают, что чат-боты на базе ИИ окажут наибольшее воздействие на их отрасль к 2025 году.

Разработка новых продуктов и услуг

Искусственный интеллект применяют для создания новых ценностных предложений для клиентов, например, через генеративные модели, которые могут производить уникальный и качественный контент (тексты, изображения, видео), а также через распознавание образов, речи и естественного языка, которые могут улучшать взаимодействие с клиентами.
Уже сегодня российские компании активно применяют эти возможности. Например, несколько сотен клиентов пользуются новым сервисом Calltouch Predict (predict — прогноз), основанном на речевой аналитике поступающих в колл-центр звонков для оценки содержания разговоров. Многие магазины пользуются сгенерированными ИИ изображениями и даже полностью готовыми рекламными объявлениями для оформления своих сайтов, упаковки продуктов и рекламы.

Защита от угроз и антифрод

AI повсеместно применяют для защиты компании и ее клиентов от различных видов угроз, например, через анализ поведения и речи пользователей, биометрическую идентификацию, а также анализ и блокировку подозрительных транзакций и аккаунтов. Интересный зарубежный кейс: Carrefour использует ИИ для предотвращения краж в своих магазинах, устанавливая камеры с распознаванием лиц, которые могут определять известных воров и отправлять сигналы охране. ИИ используют для защиты от мошенничества очень часто: более 80% компаний финансовой сферы, где эта опция особенно важна, внедряют их.

Виртуальные амбассадоры и инфлюенсеры

Это довольно необычная, но вполне реальная сфера применения искусственного интеллекта. Виртуальные инфлюенсеры — это цифровые персонажи, которые создаются с помощью компьютерной графики и нейросетей. Они представляют бренды, продукты и услуги в социальных сетях и других медиаплатформах. Они имеют свой стиль, характер, историю и взаимодействуют с аудиторией, как настоящие люди.
Вот несколько примеров таких персонажей.
Лил Микела виртуальная модель и инфлюенсер бразильско-американского происхождения с несколькими миллионами подписчиков. С ней сотрудничают Prada, Balenciaga, Calvin Klein и другие бренды, она появляется на страницах Vogue. По мнению журнала Time, она входит в топ-25 самых влиятельных персон в сети.
  • Имма Грэм — еще одна виртуальная модель, которая любит японскую культуру, моду, кино и множество других вещей, отражающих ценности молодого поколения. Она уже поработала с несколькими крупными брендами, включая Porsche, и побывала на обложке журнала CGWorld.
  • Алиона Пол — российский виртуальный блогер и ведущая, которая выступает за защиту экологии и осознанное потребление. Ее создали на основе новейших 3D-технологий и нейросетевой анимации и замены лица в видеороликах.
  • Эм Ви — виртуальный амбассадор российского бренда «М.Видео». Она уже участвует в рекламных кампаниях, ведет стримы и делает обзоры на технику.
Конечно, это далеко не полный список задач ИИ в ретейле. Мы считаем, что в ближайшие 2-3 года технологии будут продолжать быстро развиваться, помогая ретейлерам решать различные бизнес-задачи, такие как увеличение продаж, сокращение издержек, повышение качества продуктов и услуг, а также улучшение управления и контроля.