Новости

Что будет с российским ритейлом и FMCG в 2023 году?

В июле мы уже писали о том, какие изменения произошли на российских FMCG-рынках в 2022 году и какие тренды он задал. Сегодня хотим продолжить тему и попробовать заглянуть в будущее. Что ожидает товарный и рекламный рынок? Будет ли рост? Как будут вести себя покупатели? Разбираемся во всем этом на основании новых прогнозов от экспертов*.

Важный дисклеймер


*В статье приведены данные ряда опросов и исследований, однако важно понимать, что это предположения, а не на 100% достоверная информация. В данной статье мы не утверждаем, что события будут развиваться именно так, как прогнозируют эксперты, а только хотим показать разные точки зрения и варианты развития событий. 

Общее состояние рынка и прогнозы на 2023 год


Несколько рыночных трендов было выявлено в результате опроса, который мы более подробно рассмотрим во второй части статьи. Согласно ему, топ-менеджеры российских FMCG-компаний выделяют 3 ключевых тренда, которые будут определять стратегию бизнеса в 2023 году:
  • развитие магазинов низких цен (хард-дискаунтеров). Эту тенденцию считают вероятной 72% опрошенных;
  • снижение потребительского спроса (отметил 61% респондентов);
  • рост показателей рынка исключительно за счет инфляции (отметили 45% опрошенных).

Всё, что написано выше, не выглядит позитивно с учетом текущей ситуации, однако среди исследователей существует и еще более негативная точка зрения. Она состоит в том, что нижняя точка экономического кризиса придется на середину 2023 года. Вероятно, одним из оснований для этого стало октябрьское выступление Председателя Банка России. Тем не менее, восстановительный рост во второй половине года должен будет немного сгладить этот «провал».

Интересен и прогноз рекламного рынка рынка услуг, которые напрямую связаны с продвижением FMCG. Согласно данным Media Instinct Group, по итогам 2022 года падение на рынке рекламы в России составит 27%, что неудивительно с учетом ухода сотен брендов из России и отключения ряда иностранных рекламных площадок. Однако на 2023 год агентство прогнозирует уже рост в 6,3%.

Вот за счет чего он произойдет, по мнению аналитиков:
  • Начало активного продвижения собственных торговых марок (СТМ), которые приходят на смену ушедшим брендам;
  • Ребрендинг ряда торговых марок, о которых покупатели знают пока мало, но на которые компании будут делать ставку по росту дохода;
  • Активная реклама после ребрендинга, так как он снижает узнаваемость;
  • Запуски кобрендинговых рекламных кампаний, направленных на повышение узнаваемости сразу нескольких брендов.

Тем не менее, 6%-ный рост это довольно оптимистичный вариант, который может не сбыться, так как на рекламном рынке наблюдается существенное сокращение бюджетов, которое пока не остановилось.


Наблюдения и планы игроков рынка на 2023 год


Разобраться в них нам помогут результаты опроса, которые провела компания NielsenIQ среди более чем сотни топ-менеджеров FMCG-компаний, работающих на российском рынке.

Вот какие тенденции отметили опрошенные.

Более 80% процентов опрошенных отмечают тренд сокращения потребительских доходов, которое вызывает изменение их привычек. Пример такой привычки – выбор из ряда однотипных товаров не самых «лучших» (с точки зрения человека), а самых дешевых, что нередко приводит к смене любимого магазина и росту онлайн-покупок. Покупательская активность также снизилась. Роста бизнеса ожидают значительно меньше компаний. Большинство бизнесов перешли в режим сохранения дохода, а не его наращивания, и применяют для этого различные тактики сокращения затрат.

Двумя ключевыми направлениями работы FMCG-производителей в 2023 году, согласно опросу, станут:
  1. Корректировка стратегии продвижения продуктов (поиск новых каналов, оптимизация старых и т.д.). Об этом говорят 71% опрошенных.
  2. Развитие онлайн-канала реализации товаров, который позволяет одновременно и сокращать регулярные расходы компании, и предлагать продукты по сниженным ценам, и учитывать глобальные рыночные тренды. Развивать онлайн планируют 60% компаний.

Чтобы сохранить и развивать бизнес, FMCG-компании планируют использовать следующие приёмы:
  • фокусировка на самых востребованных на рынке продуктах компании;
  • высокая локализация поставок и производства в пределах России и близлежащих регионов;
  • развитие СТМ, которое позволит предлагать покупателям доступный по цене товар;
  • только около трети опрошенных планируют расширение ассортимента и запуск новых товаров.

Все описанные прогнозы так или иначе придется учитывать всему российскому рынку в 2023 году, подстраиваясь под них.